воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Немного об Apple. :)




   Этот пост я посвящаю всем известной IT- компании. Apple или обожают, или относятся до крайности скептически. Но все, кто так или иначе знаком с деятельностью компании, отдают ей должное за революционное мышление, наглость и, естественно, финансовый успех.

   В чем причины того, что Apple настолько отличается от всех прочих IT-компаний? Да и вообще ото всех компаний? В чем причина того, что Apple стал самой дорогой компанией в мире?




 Деньги не так важны
Джобс никогда особо не заботился о финансовом благосостоянии своей компании и не ставил эту цель на первое место. Одними из главных вещей в его жизни были "будущее" и создание революционных продуктов.

Главный дизайнер Apple Джонатан Айв — приверженец такого же подхода: "Мы очень довольны нашими доходами. Но у нас нет цели заработать деньги. Пусть это звучит несколько легкомысленно, но это чистая правда. Единственная наша цель, которая нас действительно возбуждает - это изобретение идеального продукта. Если мы найдем понимание у людей, если они оценят наш продукт, тогда мы и заработаем на этом".

Противопоставление
"Apple против PC", "Apple против Microsoft" и "Apple против всех". И зачинщик этого холивара ни кто иной, как собственно Apple. Стратегия противопоставления себя всем прочим была принята Джобсом изначально, и во многом в силу его вздорного характера и собственного противопоставления себя миру.

"Большой брат" 1984 года, "Думай иначе" 1997 года, "Mac vs PC" двухтысячных - самые яркие примеры открытой конфронтации. Простая демонстрация айфонов и айпадов в рекламе конца прошлого десятилетия - завуалированное заявление "У нас и реклама совсем другая". Все по-другому, все иначе - один из базовых принципов Apple. И инакость эта — не андеграундная, не линуксовая. Она красивая, стильная и нарочито простая. И оттого коммерчески успешная.

Просто хороший продукт
Главный принцип устройств Apple - они просто работают. Все, что нужно, это достать их из коробок и включить. Устройство, будь оно компьютером, телефоном, планшетом, полностью готово к использованию. Его не нужно настраивать, на него не нужно устанавливать дополнительные приложения — все необходимое уже есть. Это подкупает тех, для кого пляски с бубном вокруг девайса лишены всяческой прелести, а таких людей большинство.

"Я хочу, чтобы хорошая вещь была проста в дизайнерском исполнении и не требовала больших производственных затрат", говорил Джобс. Это и стало частью философии Apple и одним из их главных секретов успеха.

На заре истории персональных компьютеров — в момент основания Apple Computers — о дизайне как таковом не было и разговора. Продукт этот не был массовым, а его потребителям, в общем, было все равно, как выглядит их компьютер. Спустя несколько лет ситуация резко изменилась. Продажи ПК росли лавинообразно, росла и конкуренция. И именно тогда в Apple сообразили, что компьютер, который выглядит лучше, будут лучше и покупать. Внимание к дизайну своих продуктов стало одной из ключевых стратегий компании. В качестве примера можно привести самую первую модель Macintosh, выпущенную в 1984 году. На фоне конкурентов новинка смотрелась просто потрясающе.

Эмоциональная и тактильная связь
Эмоции - едва ли не половина Apple как бренда. "Яблочники" берут прицел на чувства и работают на отношение. И стратегия эта выигрышна ровно настолько, насколько и опасна. Вся продукция Apple обладает сильнейшим эмоциональным зарядом. Это позволяет ей четко попадать в своего потребителя. Apple любят. Но это же вызывает отторжение у других. Apple не любят.

Жесткая ценовая политика, делающая "маки" дороже, чем практически все остальное, работает при всей своей парадоксальности.

Любители Apple переплачивают за ощущение в подушечках пальцев, когда они держат устройство в руках; за степень напряженности мыщц, когда они открывают маковский ноутбук, за то, как отрабатывает тачпад, за все ощущения, которые они получают при работе с продуктами Apple. И, конечно, за сопричастность к великому бренду.

Собственнический инстинкт
Утка про выплаченный Самсунгом миллиард долларов пятицентовыми монетами мгновенно облетела весь интернет. Эппловское сутяжничество давно уже стало притчей во языцех. Их идеи крадут, их технологии заимствуют, а они не устают подавать в суд, потрясая патентами. Стив Джобс обладал несколькими сотнями патентов, которые фиксировали все идеи - от технических деталей до элементов упаковки.

Но при этом Apple сейчас декларирует благородные цели. Тим Кук недавно отметил: "Я всегда ненавидел судебные процессы. И продолжаю их ненавидеть. Мы всего лишь хотим, чтобы люди придумывали вещи самостоятельно". Джобс же в свое время заявил: "Я буду доказывать, что вы неправы до последнего вздоха и до последнего цента из наших 40 миллиардов долларов. Я уничтожу Android, потому что это украденный продукт. Я готов довести это до состояния термоядерной войны. Мне не нужны ваши деньги. Предлагайте хоть 5 миллиардов долларов — мне плевать. У меня достаточно денег. Я хочу, чтобы вы прекратили использовать наши идеи в Android. И это всё, что я хочу".
Так или иначе, судебные процессы и всеобщая осведомленность о том, что именно случится, если попробовать позаимствовать у Apple хоть винтик, позволяет продукции компании сохранять свою неповторимость, которую так ценят пользователи.

  
Больше информации вы найдете здесь.



Джон Скалли хорошо известен знатокам истории компании Apple и интересующимся фигурой Стива Джобса — Скалли был первым правильным CEO Apple Computer, именно его Стив Джобс переманил из Pepsi фразой про торговлю сладкой водичкой, именно он возглавил компанию после того, как Джобса ушли из компании, и развивал ее 10 лет, сражаясь с превосходящими силами PC-клонов.



Сайт Cult of Mac взял, пожалуй, первое подробное интервью у Джона Скалли , в котором обсуждается не история Apple, а исключительно сам Стив Джобс, стиль его работы, подход к проектированию продуктов и их маркетингу.
Ниже перевод этого интервью. ( Интервью немного сокращено, полное можно прочитать тут.)

Вопрос: Вы говорите о «методологии Стива Джобса». Что это за методология?

Скалли:
Попробую дать вам общее представление. Впервые я встретил Джобса более 25 лет назад. В это время он как раз собирал в единую концепцию те самые принципы, которые я называю методологией создания отличных продуктов Стива Джобса.

С момента нашей встречи Стив всегда любил красивые вещи, особенно различные технические приспособления. Придя однажды ко мне домой, он был очарован специальными петлями и замками, висевшими на моих дверях. Я учился на промышленного дизайнера, и именно промышленный дизайн стал той вещью, которая связала нас со Стивом. Вовсе не вычислительная техника.

В действительности, я не знал вообще ничего о компьютерах, как и любой другой человек в мире в то время. Революция в области персональных компьютеров только начиналась, но мы оба верили в красивый дизайн, и Стив был в особенности уверен, что начинать разработку следует, отталкиваясь от восприятия продукта пользователем.

Какое впечатление пользователь получит от продукта? Стив всегда смотрел на вещи с этой точки зрения. Многие люди, занимавшиеся маркетингом продуктов в те дни, выходили «в поля» и исследовали потребительские предпочтения, спрашивая людей о том, что они хотят; но Стив не верил в этот метод.

Он говорил: "Как можно спрашивать кого-то о том, каким должен быть компьютер с графическим интерфейсом, если они не представляют, что вообще такое графический интерфейс? Его никто никогда раньше не видел". Он считал, что если показать кому-то, например, калькулятор, это не позволит ничего понять о перспективах компьютера — слишком велика разница между двумя устройствами.

Стив всегда придавал большое значение восприятию продукта пользователем, и промышленный дизайн был невероятно важной частью этого впечатления. И он привлек меня к работе в Apple, потому что верил — в конечном итоге, компьютер станет потребительским товаром. Тогда, в начале 1980-х, это была чрезвычайно странная идея, потому что люди считали персональные компьютеры просто уменьшенными копиями больших компьютеров. Именно так полагали в IBM.

Некоторые считали, что персональный компьютер больше похож на игровую приставку — в то время как раз начали появляться игровые приставки, они были очень простыми и подключались к телевизору... Но Стив думал о совсем других вещах. Он чувствовал, что компьютер вот-вот изменит мир и станет тем, что он называл «велосипедом для ума». Это позволит каждому человеку получить невероятные возможности, о которых он никогда не мечтал раньше. Это не имеет никакого отношения к игровым приставкам. И никакого отношения к большим компьютерам уменьшенного размера...

Стив имел огромный дар предвидения. В то же время, он придавал большое значение точному планированию каждого шага. Он был методичен и аккуратен во всем перфекционист от начала и до конца.

Возвращаясь к Apple II, Стив был первым, кто поместил компьютер в пластиковый корпус из материала, который в те дни назывался АБС-пластик, и фактически укомплектовал компьютер клавиатурой. Сегодня это выглядит довольно простой идеей, но в то время, когда создавался первый Apple II, в 1977 году — это стало началом методологии Джобса. Методологии, которая проявила себя в Macintosh, в компьютере NeXT, а затем — в Mac-ах, iMac-ах, iPod-ах и iPhone-ах будущего.

Вот еще кое-что, что отличает методологию Стива от всех остальных. Он всегда считал, что наиболее важные решения — это не то, что вы делаете, но то, что вы решили не делать. Он минималист.

Я помню, как однажды пришел в дом к Стиву. У него там не было даже мебели — только фотография Эйнштейна, которым он всегда восхищался, лампа в стиле Тиффани, стул и кровать. Он никогда не стремился иметь много вещей вокруг себя и был невероятно аккуратен в их выборе. Так же получилось и с Apple. Стив сделал ставку на то, как продукт воспринимается пользователем, он верил, что промышленный дизайн нельзя сравнивать с чем-то иным, что люди делают технологичными продуктами, кроме как с работой над ювелирным украшением... Можно вернуться к моему примеру с замком, петлями и дверью с красивыми, медными, качественно изготовленными механическими устройствами. Я думаю, это является характерной чертой всего, к чему когда-либо приложил руку Стив.

Когда я впервые увидел Macintosh — он тогда был в процессе создания — это был лишь набор компонентов, макет электронной схемы. Считайте, что не было еще ничего. Но Стив всегда обладал способностью находить самых лучших и умных людей, которые могли, по его мнению, быть поблизости. Он обладал невероятной харизмой и легко убеждал людей присоединиться к нему. Он умел вдохновить людей своим видением продукта еще до его появления. Когда я увидел команду Mac, она насчитывала около ста человек. Но в то время, когда я только встретил Стива, у него было куда меньше сотрудников. И их средний возраст не превышал 22 лет.

Это были люди, которые до этого никогда не занимались разработкой коммерческих продуктов. Но они верили в Стива и в его видение. Он мог параллельно работать на нескольких уровнях.

На одном уровне он работал над большой идеей «изменения мира». На другом — углублялся в разработку деталей продукта, в дизайн программного обеспечения, аппаратного обеспечения и систем, а также в приложения и периферийные продукты.

В каждом случае, он всегда окружал себя самыми лучшими людьми, которых только мог найти. И всегда лично проводил отбор сотрудников в свою команду. Он никогда не отдавал это дело кому-либо другому.

Еще одна деталь о Стиве — он никогда не уважал большие организации. Он считал, что они бюрократичны и неэффективны. Он просто называл их «придурками». Он всегда называл так организации, к которым не испытывал уважения.

Команда Mac находилась вся в одном здании и, в конечном итоге, разрослась до ста человек. У Стива было правило, что в команде Mac никогда не будет больше ста человек. Так что если вам хотелось взять кого-либо еще, то приходилось увольнять одного из сотрудников. И такой подход Стив основывал на простом наблюдении: «Я не могу запомнить больше ста имен, так что я лишь хочу работать с теми людьми, которых знаю лично. Поэтому если в моей команде будет больше ста человек, нам придется выстраивать работу в организации по-другому, и я не смогу больше работать, как мне нравится. А мне нравится работать так, чтобы я мог участвовать во всем». Все время, что я знаю его в Apple, именно так он и работал.

Вопрос: Так как же тогда он справился с ситуацией, когда Apple стала больше? Ведь сейчас компания насчитывает десятки тысяч сотрудников.

Скалли:
Стив бы сказал: «Организация может стать больше, но не команда Mac». Macintosh был утвержден в качестве отдела разработки продукта — при этом у компании Apple был центральный отдел, занимающийся продажами, центральный офис для всех административных и правовых вопросов. Также здесь был отдел, занимающийся производством. Но именно команда Mac была той командой, которая разрабатывала продукт. Когда ты занимаешься разработками в сфере высоких технологий, тебе совсем не нужно большое количество людей, чтобы сделать действительно хороший продукт. Скорее всего, здесь вы увидите лишь небольшую группу программистов, которые заняты созданием операционной системы. Люди думают, что над ее созданием должны работать сотни сотрудников. Но это не так. На самом деле, нужна лишь небольшая команда людей. Думайте об этом, как об ателье. Это действительно похоже на мастерскую, где работают художники. И Стив здесь как мастер, который ходит вокруг, смотрит на их работу и делает замечания, требует убрать что-то.

Я помню множество вечеров, когда мы могли задерживаться на работе далеко за полночь, потому что инженеры были обычно не слишком активны до обеда, но зато отлично работали ближе к ночи. И инженер мог подозвать Стива и показать ему последний программный код, который он написал. Стив же мог посмотреть все и бросить обратно разработчику со словами: «Это недостаточно хорошо». Он постоянно заставлял людей повышать их ожидания от того, что они могут сделать. И его сотрудники делали работу, на которую раньше не считали себя способными. По большому счету, это ему удавалось благодаря умению переключаться. С одной стороны, он мог быть харизматичным, давать людям ощущение, что они являются частью чего-то невероятного и великого. И в то же время, он мог беспощадно критиковать их работу, пока не чувствовал, что добился совершенства, и что теперь эта деталь может пойти — в данном случае — в Macintosh.

Вопрос: Откуда у него эта идея — контролировать все самому? Идея отвечать за все, за систему целиком?

Скалли:
Стив считает, что если поделиться частью ответственности с другими, люди начнут вносить небольшие изменения в систему, эти изменения будут компромиссными решениями, и он не сможет добиться такого восприятия продукта пользователями, какого хотел бы добиться.

Вопрос: Я хочу спросить о героях Джобса. Вы говорите, Эдвин Лэнд был одним из его героев?

Скалли:
Да, я помню, как Стив и я поехали на встречу с доктором Лэндом.

Доктор Лэнд был изгнан из Polaroid. У него была своя лаборатория на Чарльз-ривер в Кембридже. Это был увлекательный вечер мы сидели в большом конференц-зале с пустым столом, доктор Лэнд и Стив оба смотрели на центр стола все время, пока разговаривали. Доктор Лэнд говорил: «Я мог видеть, какой должна быть камера Polaroid. Она была столь же реальна для меня, как если бы лежала передо мной, еще до того, как я сконструировал первый экземпляр».

И Стив ответил: «Да, именно таким образом я видел Macintosh». Он сказал, что если бы спросил кого-то, кто раньше использовал только персональный калькулятор, каким должен быть Macintosh, то не получил бы удовлетворительного ответа. Способа провести исследование потребительского спроса на него просто не существовало, так что ему пришлось пойти и создать Mac, а затем показать его людям и спросить, что они думают?

Они оба имели эту способность не изобретать, но открывать продукты. Оба сказали, что эти продукты существовали всегда — дело только в том, что никто никогда не видел их раньше. Мы были теми, кто открыл их. Камера Polaroid всегда существовала, и Macintosh всегда существовал — а потом их обнаружили. Стив был восхищен доктором Лэндом. Он был очарован этой поездкой.

Вопрос: О каких других героях он говорил?

Скалли:
Он очень близко сошелся с Россом Перо.

Росс Перо посетил офис Apple несколько раз, и еще он посетил завод Macintosh. Росс имел системное мышление. Он создал компанию EDS (Electronic Data Systems) и был предпринимателем. Он верил в большие идеи идеи, меняющие мир. Он был еще одним героем.

Акио Морита совершенно определенно был одним из его великих героев. Он был предпринимателем, который создал Sony и сделал это с помощью великолепных продуктов, а для Стива всегда были важны продукты.

Вопрос: Стив Джобс известен тем, как он учился на дизайнера. Он бегал, пристально глядя на все Mercedes в парке автомобилей Apple.

Скалли:
Стив был большим любителем изучать то, как были напечатаны различные вещи: шрифты, цвета, макеты. Я помню, как однажды, после того как Стив ушел, одной из наших задач было начать строить свой бизнес в Японии. Apple имела оборот в 4 миллиона долларов, мы судились с японской комиссией по торговле, и люди говорили, что мы должны закрыть японский офис — поскольку лишь теряем там деньги. Я помню, что, если быть кратким, через четыре года мы были бизнесом с оборотом в 2 миллиарда долларов и компанией номер два в Японии по продажам компьютеров.

Большая часть этого произошла из-за то, что мы научились делать продукты такими, какими их хотели видеть японцы. Мы собирали продукты в Сингапуре и отправляли их в Японию. Первое, что клиент увидел, когда открыл ящик, было руководство пользователя. Книжка была повернута неправильной стороной и вся партия была отклонена. В Соединенных Штатах мы никогда не испытывали ничего подобного. Можно положить руководство так или эдак — кому какая разница?

Вот, а в Японии разница была огромной. Их стандарты просто очень отличаются от наших. Если вы посмотрите на продукт Apple и проявите внимание к деталям. Надпись «Открыть в первую очередь», способ, которым изготовлена коробка, линии сгиба, качество бумаги и печати Apple сделала все просто необыкновенно здорово. Похоже на то, как будто вы покупаете что-то от Bulgari или у одной из самых продвинутых ювелирных фирм. В то же время, это были японцы.

Когда мы искали дизайнерскую компанию (еще до того как выбрали Хармута Эсслингера, который сделал для нас то, что назвали «белоснежным» дизайном), то сначала изучали итальянских дизайнеров. Особое внимание мы уделили изучению дизайнеров итальянских машин. Мы действительно изучали дизайн итальянских автомобилей и искали в них нужные нам формы, материалы, цвета и все остальное. В то время в Силиконовой долине никто больше так не делал. В 80-е годы это была самая далекая от Силиконовой долины вещь, которую только можно придумать. И опять же, это не было моей идеей. Я мог иметь к ней отношение благодаря большому интересу и знанию дизайна, но идея целиком и полностью принадлежала Стиву.

Когда Стив ушел, и я взял на себя руководство компанией, меня очень сильно критиковали. Все говорили: «Как они могли поставить во главе компьютерной компании человека, который ничего не знает о компьютерах?» Многие люди даже не осознавали, что Apple не была обычной компьютерной компанией. Она была компанией, которая создавала продукты, создавала бренды.

Люди обычно это называли «вертикально интегрированным рекламным агентством», что было огромной грубостью. Инженеры не могли придумать ничего хуже, чем сказать о нашей компании «вертикально интегрированное рекламное агентство». И угадайте, что? Сегодня они все такие. Это модель. Цепочка поставок управляется из другого места.


И на последок несколько интересных фактов об Apple:

  • Apple была основана 1-апреля в День Дураков.
  • На первом логотипе Apple был изображен Исаак Ньютон
  • Дольше всего жил первый Apple компьютер, который выходил на продажу почти 11 лет.
  • Средний владелец ПК тратит 50 часов в год, на устранение неполадок. Средний владелец Mac тратит на устранение неполадок всего 5 часов в год.
  • Компания Apple начала работать над iPad, перед началом старта продаж первого iPhone. iPad однако вышел только через три года после iPhone.
  • 90% работников Apple никогда не встречались со Стивом Джобсом.



1 комментарий:

  1. Добрый день! У Вас очень красивый, оригинальный и познавательный блог. Меня зовут Сабина, у меня есть идея помочь друг другу завоевать больше читателей ;) Я буду рада, если Вы свяжетесь со мной. Мой адрес sabina@mirbonus.ru.
    Hадеюсь, до связи!

    ОтветитьУдалить