среда, 14 ноября 2012 г.

Белорусская мода: продай меня, продай меня полностью



Пятый сезон Belarus Fashion Week spring/summer 2013 из всей пока еще недолгой, но показательной истории проекта стал чуть ли не самым парадоксальным. 




В программе появилась театральная премьера, долженствующая обозначать смычку театра и моды, но восторгов и катарсиса у публики не случилось. Расписание показов пополнилось шоу молодых дизайнеров в формате off-schedule, но даже на локальном уровне открытий не прозвучало, ведь все дизайнеры, представляющие свои коллекции на этой площадке, уже так или иначе светились на модной сцене Беларуси. Зато образовательная часть порадовала: к нам приехал определяющий правильные ориентиры проект Depesha.com, мультикультурный, двуязычный и непопсовый. И по-прежнему на пресс-конференциях вопрос о бизнес-составляющей деятельности дизайнеров звучит редко: пока еще тема о коммерции в белорусской моде кажется моветоном, хотя определенные подвижки уже есть. Дизайнеры, кажется, уяснили правило: творчество в отрыве от клиентских чаяний остается умозрительной величиной, и в сезоне весна-лето 2013 многие продемонстрировали правильные коммерческие коллекции. 



Иван Айплатов, ветеран модного дискурса страны, в этом сезоне попытался ответить на вопрос о том, когда же в Беларуси мода станет бизнесом, а легкая промышленность перестанет игнорировать модные тенденции. Судя по всему, это должно произойти скоро, поскольку Айплатов объединился с промышленниками Nicole&Nicole,интегрируя в конвейерный процесс фаст-фэшн дизайнерские наработки с оглядкой на сезонную актуальность. Планы у проекта FELICITY by Ivan Aiplatov и Nicole&Nicole амбициозны: составить конкуренцию флагманам масс-маркет Zara и иже с ними. Менеджмент по крайней мере ставит схожую задачу – и в рамках этой благородной стратегии на подиуме была продемонстрирована линия из 140 единиц (4 капсулы) одежды.





Эти 80 тотал-луков не были перегружены смыслами, о которых любит говорить некоммерческий дизайн: и правда, было бы удивительно читать восторженные рецензии о глубокой философии Mango или H&M; а поскольку устремления Ивана на данный момент масштабируются, судя по заявлениям на пресс-конференции, 1:1 к объемам продаж этих лидеров (с некоторыми допущениями, разумеется), то рассуждать о смысловой целостности этих капсул было бы по крайней мере странно.



Команда молодых дизайнеров бренда Felicity, возглавляемая Айплатовым, взяла самые горячие сезонные тенденции, и их огромный плюс в том, что эта извечная женственность, декларируемая и продвигаемая Айплатовым, действительно привлекает: если Айплатов берется за офисный стиль, то получается непременно business-glam, балансирующий на грани допустимого дресс-кода, а капсулы круизные, для отдыха – это квинтэссенция летней свободы и расслабленности.





Платья-рубашки, платья-чехлы, немного асимметрии, "фасадно-архитектурные" принты, сумасшедше популярные баски и флуоресцент, кружево. В коллекции линии Felicity было абсолютно все – ровно как и положено масс-маркету. Вообще, о fast-fashion не рассуждают, его носят: проверим в мае, когда откроются первые магазины Felicity by Иван Айплатов.





























Финальный проход моделей в желтеньких платьицах Felicity выглядел чуть ли не ритуалом и словно говорил: "Больше. Еще больше. Идол масс-маркета требует тиражей!"




Кстати, особо упрямые индивидуалы, которые дико боятся встретить на улице одежку-клон, могут сдержать неудержимое желание фыркнуть в сторону тиражей. Кажется, это просто вопрос кармы и нужного времени вкупе с нужным местом. Никаких гарантий выглядеть иначе не дает, как оказалось, даже локальный белорусский дизайн, в котором вещи из коллекций тиражируются максимум пять раз. Такой конфуз случился на показе FUR GARDEN: дизайнер Ирина Бойтик, решив сделать приятное дизайнеру Юлии Гилевич, пришла на шоу в платье из актуальной коллекции FUR GARDEN, и все бы ничего, это был бы прекрасный реверанс в сторону коллеги, если бы сама Юлия... не вышла на поклон в таком же платье. Нештатная ситуация, во-первых, слегка разбавила излишнюю серьезность публики, а во-вторых, создала прецедент – теперь модные редакторы могут открывать рубрику "На ком это платье от белорусского дизайнера X выглядит лучше?"
Что до самого показа Юлии Гилевич и ее бренда FUR GARDEN, то, надо сказать,похвала британского Vogue в прошлом сезоне ее не расхолодила, и она дала народу гиперженственную коллекцию на недвусмысленную и дико модную сегодня тему визуализации желаний, где желания, судя по всему, олицетворяли необычные элементы декора из органического стекла – как гласил пресс-релиз, "воображаемые растекающиеся формы". Очевидным потребительским плюсом коллекции стали запахи: без них девушкам с неидеальными фигурами никуда, а крупная бахрома на поверку оказалась хитро сконструированными жесткими складками ткани.
Оргкомитет BFW в этом сезоне продолжил программу импорта-экспорта национальных дизайнеров сопредельных и не очень государств, и в этой сессии Белорусской недели моды из приглашенных гостей, несомненно, ярче всех выглядел львовский дуэт MYKYTYUK&YATSENTYUK.
За основу и источник вдохновения дизайнеры взяли немеркнуще прекрасную музыкальную тему из сериала "Дживс и Вустер", "ревущие двадцатые", образ flapper-girl, где была бахрома, немного жакетиков, в которых, если сильно прищуриться, было что-то шанелистое, и… розовый. Нетипичный для образа в стиле 20-х несерьезный цвет коллекцию не испортил – напротив, осовременил, и все выходы смотрелись не как тщательная, по учебнику выполненная реконструкция эпохи, а как переосмысленное с юморком наследие. Вот-вот на экраны выйдет "Великий Гэтсби" (ожидаем и с трепетом, и с ужасом одновременно), и можно предположить, что стайки падких на кинематограф девочек после премьеры захотят одеться в стиле 20-х. Что ж, Светлана Микитюк и Соломия Яцентюк им в помощь: благо выглядит это и вправду очень свободно и несколько иронично.
Возвращаясь к теме продвижения белорусских дизайнеров за пределами Синеокой, стоит упомянуть, что перед тем, как продемонстрировать свои коллекции на подиуме BFW, десант, в рядах которого были Ирина Бойтик, Ольга Кучеренко (совместно с Миланой Хасиневич) и Historia Naturalis, обкатывал свои коллекции в рамках Mercedes-Benz Russian Fashion Week, так что публика была уже частично осведомлена, что именно эти дизайнеры явят народу.
Historia Naturalis остаются верными экологическому сознанию, поэтому весенне-летняя коллекция – это новая ода льну от бренда. Все так же ручные принты и окраска материала, все так же излюбленные дуэтом пенные оборки в самых разных вариациях – и несомненный плюс: в этом сезоне бренд уделил особое внимание стайлингу показа и его режиссуре. Модели в платьях вкусных природных цветов (оттенки – что мороженое, сладкие и свежие!) расхаживали по подиуму с рыбками, заточенными в пакеты, миниатюрными садиками и фонариками. Торжество любви к жизни на свежем воздухе, эко-стайл плюс сильная визуальная подача в этот раз принесли в зачетку Historia Naturalis уверенно хороший балл.








Ирина Бойтик (BOITSIK) всегда славилась безупречным кроем, перфектно качественными тканями и любовью к минимализму, за которым, как частенько утверждали злые языки, она маскировала отсутствие дизайнерской фантазии. Если разбираться по справедливости, то на выходе у Бойтик получалась коммерчески-незатейливая по дизайну, но достаточно дорогая одежда. В этот раз она смогла выровнять перекос, создав красивую гармонию "цвет-силуэт-волан". Правда, особенно яростные критики нашли, к чему придраться и на этот раз, вспомнив недавний показ Gucci, но, опять же по справедливости, давайте говорить об одном астральном операторе идей, а не о плагиате: времени на таковой у Ирины Бойтик просто не было.









Без мальчиков Людмилы Таракановой ни одна Белорусская неделя моды не может считаться полноценной. В сезоне весна-лето 2013 Тараканова, кажется, несколько перемудрила. Она по-прежнему прекрасна в конструировании, по-прежнему занимает одну из самых тяжелых ниш – мужскую моду. Все ее коллекции, к сожалению, всегда были для белорусских мужчин слишком чересчур, о них среднестатистический мужчина говорил непременно в ключе "шоу-бизнес" или, того хуже, "нетрадиционная сексуальная ориентация". Зато любой лондонский или хельсинкский модник запросто и с радостью ввел бы в свой гардероб несколько единиц из коллекции витебского гуру мужской моды. Тараканова часто акцентировала момент унисекса в своих коллекциях – и, кажется, в весенне-летней он проявился слишком ярко. Не все было понято даже блогерами, а уж они-то всегда пели Таракановой осанну. В результате получилась слишком блеклая для женщин, но слишком смелая для мужчин коллекция. Хотя сиротский ситчик рубах с воротами-бантами будоражит сознание очень некисло.











Еще один представитель традиционно сильной витебской школы дизайна – дизайнерМарина Давыдова – всегда имела стабильную репутацию сумасшедше-прекрасного художника по ткани. Чтобы вы понимали, уточним: она не просто рисует картинки на хлопке или льне, она создает иллюзорные фактуры ткани, зачастую прибегая к уникальным авторским принтам, собственным технологическим ноу-хау. В этот раз Давыдова решила пойти дальше, и в ее коллекции появились не только принты, но и некоторые конструкторские решения на сложных силуэтах: будь то непривычная асимметрия баски или сборная спинка жилетов, а то и вовсе фрачный пиджак. Похоже, с каждым сезоном Давыдова все больше и больше ударяется в симбиоз конструкторской работы и изобразительного искусства, что, конечно, только на пользу. При известном соблюдении баланса, конечно.









В этом сезоне как никто смогла, наконец, порадовать Наташа Цуран (NATASHA TSU RAN). В прошлых выпусках Наташа показывала нам концепции, стайлинг, режиссуру – в общем, шоу, за которым терялась коллекция. В Наташе все чувствовали брожение потенциала, но Наташа почему-то упрямо не хотела показать, на что она все-таки способна. Коллекция "Свет" не обошлась, конечно, без шоу и экспрессивного стайлинга, но сейчас все это не заслоняло саму одежду. Философская подоплека о поисках счастья и дихотомии добра и зла – это, конечно, прекрасно, но не концепцией единой… Все эти хипстерские кресты, цветы, резаная кожа, черный и нюд, мятный и красный – да, это было и вправду хорошо и цельно, и, что самое удивительное, это была тонкая грань между коммерцией и неформатом. Оставшись нишевым дизайнером для "тех, кто понимает", она сделала, как ни странно это звучит, коммерческую коллекцию. Наши поздравления!














Завершилась Белорусская неделя моды 2013 в одном из минских клубов, где чествовали победителя конкурса New Names BFW, кормили спонсорскими конфетками, журналисты и пресс-центр дружили, фотографы продолжали метаться в лихорадочном броуновском движении, мальчики пили пинаколаду, а девочки – водку.
Сезон весна-лето 2013 по версии белорусских дизайнеров будет то ли интеллектуально-хипстерским, то ли женственным, то ли наполненным рефлексией и философией. Очевидно, что, наконец, стало актуальным не просто творить, но и продавать: пятый сезон Belarus Fashion Week показал, что ориентиры локальных дизайнеров наконец-то выстроились в сторону бизнеса, и это лучшее, что могло случиться за всю историю существования проекта.
Дочитали до конца?? :)



Комментариев нет:

Отправить комментарий